Правильное дыхание во время пения. Почему для вокалиста так важна постановка дыхания

Правильное дыхание во время пения. Почему для вокалиста так важна постановка дыхания

Наверняка вы слышали, что правильное дыхание при пении - это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров учат дышать так же, такой же тип дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно нужно дышать животом, я расскажу на этой странице.

Хотя бы чему-то можно самостоятельно научиться с помощью статей в интернете!)) Да, и я вам постараюсь помочь) Осваивая упражнения на развитие правильного певческого дыхания, вы, по крайней мере, не напоёте себе узелков на связках и не наделаете проблем)

Физиологически различают несколько типов дыхания:

  1. Верхнерёберное, оно же ключичное, оно же клавикулярное дыхание.
  2. Среднерёберное, кастальное или грудное дыхание.
  3. Нижнерёберное, оно же абдоминальное, оно же брюшное или диафрагматическое дыхание.

Первый тип - ключичное дыхание - характеризуется преимущественно участием плеч и ключиц: при вдохе плечи поднимаются, и это заметно. Кислород в этом случае поступает по большей части лишь в верхушки лёгких. Участие диафрагмы незначительно. Считается, что физиологически так дышат школьники и женщины.

При втором типе дыхания преобладают движения средних рёбер и грудной кости: более всего заметно движение в груди - "вздымается грудь". Нас в своё время учили, что так дышат младенцы и подростки.

При брюшном дыхании движется только живот, в значительной степени подключается диафрагма (но её движение мы не увидим и почувствовать в большинстве случаев не сможем), а воздух наполняет нижние части лёгких. Считается, что так дышат мужчины.

Самое удивительное и невероятное, что за 10 с лишним лет обучения пению я не видела ни одного человека, который бы пришёл и изначально дышал животом!!! Даже взрослые мужчины чаще всего дышат плечами. Есть женщины, которые физиологически дышат грудью, но и женщины чаще всего дышат клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание - вопрос, актуальный для 99,5% людей, которые учатся петь.

При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост-абдоминальный тип, который предполагает брюшное дыхание с некоторым подключением дыхания грудного. В первую очередь важно именно брюшное, диафрагматическое дыхание! Поэтому мой вам искренний совет опытного преподавателя: учитесь дышать животом! Научитесь дышать животом, и лишь потом можно чуть подключить грудь!

Упражнения .

Перейдём от теории к практике. Подойдите к зеркалу. Положите руки на живот. На середину живота, в районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение. Скорее всего, вы увидите движение в районе плеч или груди. Это неправильное дыхание. То есть, конечно, петь вы сможете, только этот тип дыхания будет вам мешать.

Также стоя перед зеркалом, также положив руки на живот (плечи при этом расслабьте, опустите), постарайтесь вдохнуть так, чтобы движение было только в животе. Чтобы живот толкнул ваши руки чуть вперёд. Буквально на пару сантиметров. При это плечи и грудь не должны двигаться - ни на миллимметр! В плечах не должно быть и микроскопического движения!!! Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик, и он слегка надувается (так детям объясняют)). Живот двигается чуть вперёд. Плечи и грудь не шелохнутся.

Получилось? У большинства получилось!

Не получилось? В плечах по-прежнему есть микроскопическое, но движение? Ок! Тогда представьте, что вашу макушку, и плечи, и грудь - всё залили цементом, и только живот остался свободным, только животом вы можете двинуть:-D Нет, серьёзно, должно помочь.

Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот - слегка вперёд, двигая вашу руку. Буквально на 1-2 сантиметра, больше и не нужно! При этом ни в коем случае не допускайте движения в плечах!

Если всё равно не очень получается, попробуйте лечь. Не двигайте плечами и грудью, двигайте только животом. Знайте: вдохнуть животом могут абсолютно все!!! Вне зависимости от возраста и прочих ваших уникальных сторон и качеств!

Получилось? Ура! Я в вас верила!!! Повторите опус стоя перед зеркалом. Продемонстрируйте упражнение домочадцам! Получается? Прекрасно!!!
Но не обольщайтесь! Только лишь вы начнёте петь и подумаете о чём-то другом, кроме дыхания, например, о высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте пользоваться своим физиологическим, обычным типом дыхания! За правильным дыханием нужно всё время следить! Пока это не превратилось в навык: в умение, которое вы используете при пении уже бессознательно!!!

В этой статье я не буду касаться вопроса постановки звука "на дыхание" и пения на опоре. Считаю, что здесь уже нужен контроль профессионала, иначе можно наделать бед.

Но остались ещё несколько вопросов относительно того, как именно нужно дышать при пении.

  1. Носом или ртом? В вокальной литературе нет однозначного мнения и нет согласия специалистов. Одни говорят, нужно дышать обязательно ртом, другие - исключительно носом! Моё мнение таково. Лучше дышать носом - если нет каких-либо затруднений с носовым дыханием - например, заложенности носа. Если вы духовик и привыкли дышать ртом, переучиваться и "ломать" себя не стоит - при пении вполне допустимо дышать ртом.
  2. Как много воздуха следует брать при пении? Не берите много воздуха! Ваш вдох при пении должен быть таким же по объёму, как и обычный вдох в состоянии покоя.
  3. Как быстро следует дышать - то есть как быстро нужно втянуть в себя этот "обычный для себя" объём воздуха? Это зависит от темпа произведения - в быстром произведении вы дышите быстрее, в медленном - более плавно и медленно. Не циклитесь на этом. Следите лучше, чтобы плечи не двигались, а двигался только живот.

Что даёт правильное певческое дыхание:

  • Воздух, который вы вдохнули, более контролируемый. Вы можете более экономно расходовать его, лучше управлять им.
  • Если тип певческого дыхания правильный, выдох может быть гораздо более длительным, чем при неправильном типе дыхания.
  • Вдох, наполняющий воздухом нижние доли лёгких, способен создать в перспективе "столб" воздуха (повышенное давление в бронхиальном дереве!), который при прохождении через голосовые связки заставит их колебаться с большей амплитудой, а значит, будет способствовать более яркому и сильному звуку. Собственно, без правильной техники дыхания невозможно пение на опоре, пение на дыхании! Но это уже отдельная тема...

Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство пения - это искусство дыхания". Только, если честно, отражает она лишь одну из сторон этого сложнейшего искусства. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечивает вам красивое и правильное пение,

Диафрагма - это мышечная перегородка, отделяющая грудную полость, где расположены легкие и сердце, от брюшной полости и находящихся в ней внутренних органов. Икота - не что иное, как результат ее спазма, но, помимо этого малоприятного эффекта, диафрагма известна также своей важной ролью в пении. Правильная вокальная техника требует поддержки со стороны диафрагмы: ее мышцы направляют воздух из легких, заставляя ваш голос звучать сильнее. Если вы хотите стать хорошим певцом, научитесь укреплять эту мышцу и петь правильно.

Шаги

Часть 1

Укрепляйте диафрагму

    Научитесь определять, где находится диафрагма. В отличие от, например, бицепсов, мышцы диафрагмы обнаружить сложно, поэтому важно узнать их местоположение в организме, чтобы затем перейти к их укреплению для пения.

    Научитесь дышать диафрагмой. Чтобы дышать диафрагмой, вдохните как можно глубже и надуйте живот как можно сильнее, при этом все остальное тело должно оставаться максимально неподвижным. Выдохните и втяните живот. Следите, чтобы плечи не шевелились.

    • Абсолютно необходимо, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время пения оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными.
    • Представьте, что вы - это дымоход, и когда вы поете, голос поднимается из «печки» (диафрагмы) через легкие и выходит на «крышу».
    • Лягте на спину и положите одну руку на живот, а другую - на грудь. Медленно вдохните и почувствуйте, как поднимается ваш живот. Когда начнет подниматься грудная клетка, начинайте выдыхать.
    • Представьте, что внутри вашего туловища, за пупком, находится воздушный шар. Постарайтесь надуть его на вдохе и выпустить воздух на выдохе.
  1. Делайте дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Тренируйте диафрагменные мышцы регулярно. Когда вы научитесь правильно дышать, вам нужно сделать свою диафрагму как можно более сильной. Сделайте глубокий вдох на уровне диафрагмы, и как можно медленнее выдыхайте, ведя счет. Считайте не спеша и через равные интервалы, записывайте результат каждый день и наблюдайте за прогрессом.

    Выполняйте дыхательные упражнения наряду с пением. Если вы хотите укрепить диафрагму для пения, вам нужно встроить эти упражнения в свое расписание занятий вокалом и выполнять их несколько раз в день. Вы можете делать их в любое время и в любом месте, так как они относительно просты и не требуют специальных приспособлений или материалов. Вам нужен только ваш собственный голос - а он с вами всегда.

    • Выполняйте дыхательные упражнения по дороге на работу или дома перед телевизором. Вряд ли вы найдете причину, которая сможет помешать делать настолько простую вещь. Регулярно уделяйте время упражнениям, и скоро вы заметите, как ваша техника пения начала улучшаться.
  2. Пойте губной трелью. Когда вы учитесь петь, используя диафрагму, попробуйте спеть мелодию песни, выдувая воздух между сомкнутых губ (представьте, что вы выдыхаете в воду и пускаете пузыри), при этом попадая в ноты. При этом упражнении вы будете использовать много воздуха, а ваши голосовые связки останутся расслабленными.

    • Это видео Селин Дион - хороший пример того, как выполнять губную трель, меняя высоту и громкость: https://www.youtube.com/watch?v=1NFz2Ff6ZlM .

    Часть 2

    Пойте правильно
    1. Обязательно разогревайте связки вначале. Дыхательные и вокальные упражнения необходимы, чтобы «разогреть» голос перед пением. Диафрагменное пение - это лишь одна составляющая правильной вокальной техники, и его следует сочетать с другими полезными приемами. Если вам предстоит петь в течение длительного времени, перед началом всегда выполняйте следующее.

      • Сделайте долгий, глубокий вдох. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните. На вдохе поднимите руки вверх, пока кисти не соприкоснутся. На выдохе медленно опустите руки вниз. Повторите от трех до пяти раз.
      • Начните с самой низкой ноты, какую вы можете взять, и поднимайтесь до самой высокой ноты, на какую вы способны без напряжения. Не спешите. Чем медленнее, тем лучше. Это упражнение поможет вам контролировать дыхание и разогреет ваши голосовые связки для пения.
    2. Сохраняйте прямую осанку во время пения. Когда вы поете, используя диафрагму, то дышите глубже, а для этого требуется идеальная осанка. Держите спину прямой, плечи отведите назад и следите, чтобы они оставались неподвижными. Так вы будете набирать больше воздуха при вдохе, что, соответственно, усилит ваш голос.

      Пойте с открытым горлом. Встаньте перед зеркалом и зевните. Посмотрите, как выглядит при этом ваше горло и запомните, что вы чувствуете. При пении должно происходить то же самое, но горло нужно максимально расслабить. Чтобы голос свободно и естественно поднимался от диафрагмы, вам нужно учиться петь с открытым горлом.

      • Представьте, что у вас в горле находится шарик, который удерживает его открытым. Практикуйтесь в пении гамм с открытым горлом. Пройдет какое-то время, прежде чем вы сможете брать ноты в полную силу, но это важно для постановки сильного певческого голоса.
    3. Работайте над обеими «частями» вашего голоса. Условно можно сказать, что ваш голос состоит из двух отдельных, но связанных между собой частей. За верхние ноты отвечает голова, за нижние - грудь. Чтобы обе части звучали полно и плавно, необходимо петь диафрагмой, а умение различать оба этих голоса и переключаться между ними позволит вам красиво и правильно брать нужные ноты.

      • Выполняйте дыхательные упражнения регулярно, чтобы привыкнуть переключаться между двумя типами голоса. Пойте интервалы, чтобы научиться переходить от головного голоса к грудному и обратно и петь в разной тональности.
    4. Работайте над согласными звуками. Твердые согласные при пении часто становятся неслышны. Попробуйте повторять фразы с большим количеством согласных, особенно так называемых взрывных: Б, П, Д, Т, Г, К (например, «дроворубы рубили дубы» или «шлепает гуськом гусак за гусаком»). Пойте их раз за разом на одной ноте, дыша диафрагмой в полную силу, пока каждое слово не будет звучать отчетливо.

    • Положите руку на живот над диафрагмой. Если вы чувствуете, как она поднимается и опускается, то вы все делаете правильно.
    • Настоятельно рекомендуем вам найти профессионального педагога по вокалу. Уроки пения помогут вам усовершенствоваться.
    • Обязательно разогревайте голосовые связки перед пением. Распевайтесь и пойте гаммы, чтобы «разбудить» голос.
    • Записывайте свое пение и прослушивайте запись, чтобы услышать разницу в силе голоса.
    • Когда вы дышите горлом, поднимается ваша грудная клетка. Сделайте так, чтобы поднимался живот.

Певческое дыхание… Тем, кто серьезно интересовался и интересуется различными техническими аспектами пения, думаю, не раз приходилось натыкаться во многих источниках на разнообразную информацию, связанную с этим, поистине фундаментальным понятием.

Поскольку певческое дыхание, действительно, играет в вокале исключительную роль, ничего удивительного в этом нет. Однако, как любой другой основополагающий фактор, певческое дыхание – плод непрекращающихся споров и рассуждений. Далеко не все авторы текстов едины в своем мнении о том, каким же оно должно быть. За исключением оценки важности его роли в целом, конечно.

Я постараюсь в двух статьях рассказать более-менее популярным языком об этом необходимом для любого вокалиста аспекте техники. По традиции сайта постараюсь избегать излишне «эмоционально-выспренних» словосочетаний и выражений. Давайте подойдем к делу с точки зрения логики процесса.

*****

Чем, собственно, певческое дыхание отличается от обыкновенного? От каждодневного и ежесекундного, начинающегося с первым вдохом младенца и заканчивающегося последним выдохом на «смертном одре»? А если точнее, то чем оно ДОЛЖНО отличаться?

Сказать: «Ничем!» , нельзя, определенные отличия все же есть, и они нужны, но вот только О-О-ОЧЕНЬ часто мы слышим и читаем, что дыхание певца – это особенный «мир», супер навык, сложнейшая техника, требующая кардинальной перестройки чуть ли не всего организма… Не умеешь дышать правильно, значит, хорошо петь никогда не научишься – вот такой «знак равенства» автоматически устанавливается огромным количеством вокальных педагогов.

Но что значит «дышать правильно»?

*****

Функционально система дыхания человека великолепно адаптирована природой к реалиям жизни. Мы дышим во сне по-своему, при физических нагрузках иначе, в загрязненной среде третьим способом, при разговоре четвертым… И ведь никто не задумывается при этом, что он как-то «неправильно» дышит! Воздуха хватает, никто не задыхается (за исключением, конечно, людей, у которых с органами дыхания какие-то проблемы, болезни).

А при пении, значит, должен существовать некий «вид» этой функции, какой-нибудь пятый или десятый способ? А мозг, следовательно, все эти способы должен учитывать и «переключать», (усилием сознания, воли) дыхание в певческое в нужный момент? А не слишком ли это сложно, если посмотреть на всю картину в целом?

Все, без исключения, авторы различных работ о вокале в один голос утверждают, что при пении процесс дыхания должен быть естественным. А НЕ ИСКУССТВЕНЫМ! Но если вырабатывать новый, не свойственный человеку по жизни навык, то иначе, как «искусственный», его назвать нельзя.

Правда, возможно возражение – сначала это будет искусственный навык, тот, о котором нужно постоянно или периодически задумываться и контролировать, а потом он перейдет в навык естественный, в постоянную привычку, которая реализуется бессознательно. Как работа над музыкальным слухом. Сначала – каждую ноту «ловишь», а потом попадаешь, уже не задумываясь, просто не можешь «не попасть».

Именно такой подход к вопросу превалирует на данный момент в работе подавляющего большинства российских вокальных педагогов (не всех, конечно). Но единственно верным он не является. Более того, в иных мировых школах вокала такой подход считается кардинально неверным. А судя по количеству прекрасно поющих людей в западных странах, которым никогда не «ставили дыхание», наверное, стоит прислушаться к соответствующим выводам…

*****

С точки зрения процесса дыхание подразделяют на три вида – ключичное («верхнее» или костальное), грудо-брюшное («смешанное», косто-абдоминальное) и брюшное («нижнее» или абдоминальное). Есть и промежуточные типы, но статья – не диссертация, этими видами принципиально описывается ВСЯ палитра, поскольку в реальности картина выглядит так -

«В вокальной педагогике часто говорится о трех типах дыхания певца: верхнегрудном, грудобрюшном (среднем) и нижнебрюшном. Следует, однако, заметить, что в чи­стом виде эти типы дыхательных движений не суще­ствуют, так как при дыхании певца всегда колеблются все участки тела. В то же время замечено, что у хороших певцов движения в области верхней части грудной клетки минимальны при хорошей подвижности в средней части туловища и низа живота. У неопытных певцов как раз наоборот: преобладает верхнегрудное дыхание при слабой подвижности нижней части грудной клетки и живота. По­скольку при верхнегрудном типе дыхания поднимается весь плечевой пояс, то этот тип дыхания нередко име­нуется «ключичным» или «плечевым».

В.П.Морозов «Тайны вокальной речи»

Возможно, вы уже догадались, что, как правило, наши вокальные педагоги учат студента с первых шагов дыханию «нижнему», то есть абдоминальному. Соответствует этому типу сентенция «дышать диафрагмой», а по простому – «дышать так, чтобы живот надувался», «дышать животом».

На самом-то деле дышать, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ДИАФРАГМУ , невозможно, поскольку эта мышца ВСЕГДА задействована в акте дыхания. Но тогда странно, не правда ли, что разговор идет о каких-то «типах дыхания»? Если всегда работает диафрагма, то какие могут быть типы-то? Он один, по идее…

Э-э-э…нет!

*****

Диафрагма работает всегда, но все дело в том, КАК и НАСКОЛЬКО она работает, а также, КТО ЕЩЕ в эту работу включается! Как раз, и в пении, и в речи основные усилия по увеличению объема легких при вдохе производятся межрёберными мышцами, а вовсе не диафрагмой! Наука различает «внешнее» и «внутреннее» дыхание. Так вот к мускулатуре, ответственной за дыхание внутреннее, относят диафрагму и гладкие мышцы в стенках бронхов и бронхиол, а дыхание внешнее (заметное на глаз) производится при помощи межреберных мышц (и некоторых других).

Наш внутренний «парашют» (диафрагма) - довольно сложная тонкая мускулатура, движения которой могут быть вариативными в зависимости от включения в процесс и других «участников» тоже. И даже независимыми. Еще в 50-х годах учеными был замечен факт, который они потом назвали «парадоксом дыхания».

По простому, если петь (или даже говорить) А-И или И-А , пре переходе от одной гласной к другой движения диафрагмы наблюдаются в противофазе. То есть на И мышца работает «на выдох», как ей и положено, а вот на А , хотя фонация не прекращается, вдруг начинает работать «на вдох»!

Наука объясняет этот эффект тем, что таким образом организм регулирует подсвязочное давление, поскольку более «импедансная» И требует для обеспечения той же силы и громкости голоса большего воздушного давления, чем А . Так что диафрагма может совсем не подчиняться воле человека, и какие движения она совершает в тот или иной момент мы все равно никогда не поймем.

При самом «вредном» для вокалиста ключичном дыхании, диафрагма колышется лишь едва, легкие расширяются мало, воздух набирается в верхние отделы. Но вот работа-то по расширению легких, «внешнее дыхание», опять же, не диафрагмой осуществляется, а, главным образом, верхними рёбрами, что можно увидеть по заметному подъему плеч и верхней части груди.

А при дыхании брюшном (живот вперед) легкие увеличиваются так, что наполняются воздухом «под завязку». Причем, главным образом, отделы нижние. При этом сам воздух стремится как можно быстрее «выскочить наружу», так его много накопилось при вдохе (см. статью «Как правильно петь? Вокальная опора»). Обратите внимание – при таком дыхании НЕ РАБОТАЮТ РЁБРА! Ну или почти не работают…

Что же происходит? Образуется неправильная певческая установка! Вот что пишет об этом профессор Морозов:

«...фиксация дыхательного аппарата в состоянии вдоха у хороших певцов происходит не в фазе максимального вдоха, как у неопытных певцов, а скорее в фазе оптимального, очень умеренного вдоха. Удержать стенки грудной клетки от спадения, а следовательно, и сэкономить расход воздуха в этом положении несравненно легче, что и наблюдается у хороших певцов. Этой особенностью дыхания опытных певцов, по-видимому, объясняется незаметность их дыхания для посто­роннего взгляда. Понаблюдайте за хорошим певцом на сцене: вы не увидите никаких чрезмерных и резких ды­хательных движений. Певец как будто бы «не дышит», хотя голос его льется непрерывной струей. Вместе с тем дыхание неопытного певца легко обнаружить простым глазом: плечи у него высоко поднимаются при каждом вдохе. Недаром в вокальной педагогике подобные дыха­тельные движения плечей считаются признаком заведомо-неправильного дыхания. »

Итак, «вредно» вокалисту ключичное певческое дыхание, и только, почему же тогда все как один начинают с «живота»? Даже именитые вокальные педагоги, в том числе и классики-академисты? Да потому что привычка - вторая натура. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».

*****

Учеными уже давно выяснено (и российскими, в том числе), что наиболее естественное дыхание, то есть то, которое свойственно нам по жизни, это средний вид – косто-абдоминальный. Его еще называют «нижнерёберно-диафрагматический», хоть это словосочетание и сложно прочитать с первого раза.

В данном случае в работу включается не столько «живот», сколько нижние рёбра, «раздвигающие» легкие, помогая диафрагме. Точнее, включаются соответствующие мышцы, которые и управляют этими ребрами, их движением.

Обратите внимание и на себя, и на своих друзей/близких, разве при разговоре у вас/них все время выпячивается живот при каждом вдохе? Да, когда человек делает глубокий вдох, вполне вероятно, что у многих можно наблюдать «невооруженным глазом» движение живота, хоть и редко. Но это когда глубокий вдох! И какова при этом пауза в разговоре? А так много вдохнув, люди могут что-нибудь говорить, предварительно не выдохнув часть набранного воздуха? Вот понаблюдайте…

Продолжим в СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала раньше – . Но это очень важная тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь. Поэтому я вновь переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания. И сегодня мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.

О певческом дыхании

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

Типы певческого дыхания

Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:

1 — ключичное (клавикулярное)
2 — грудное или реберное (костальное)
3 — брюшное (абдоминальное)
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)

А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
3 – брюшное, или диафрагмальное

Рассмотрим некоторые типы дыхания.

Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.
Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – .

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.
Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Фазы певческого дыхания

Жизненное дыхание состоит из двух компонентов: вдоха и выдоха, и, как было сказано в статье о дыхании, вдох и выдох приблизительно одинаков по времени. Жизненное дыхание – процесс естественный, происходящий без нашего сознания, мы не замечаем, как дышим. А дышим мы спокойно, бесшумно, равномерно.
В пении вдох и выдох тоже играют большую роль. Отличается певческое дыхание от жизненного (речевого) третьей фазой – задержкой дыхания. То есть певческое дыхание составляют: вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох

Певческий вдох немного продолжительнее, чем жизненный. Нужно добиваться выработки быстрого и активного певческого вдоха.
Скорость вдоха зависит от темпа произведения. Вредно брать лишнее дыхание, от которого приходится во время пения освобождаться.

Вдох можно брать носом, можно – ртом. Но постоянно дышать при пении носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.

Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.

При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.

Нужно помнить:
— низкий регистр и продолжительная фраза требуют более глубокого дыхания

— в произведениях спокойных, медленных вдох должен быть более глубокий, в быстрых произведениях – вдох короткий и энергичный
Отработке вдоха нужно уделять серьезное внимание.

Задержка дыхания

Отличие певческого дыхания от жизненного — наличие задержки дыхания между вдохом и выдохом.
При помощи задержки дыхания происходит активизация певческого и дыхательного аппарата.

У учащихся часто отсутствует фаза задержки дыхания, и необходимо с помощью дыхательных упражнений работать над устранением этого дефекта.

Выдох

Требования к выдоху:

— максимальная продолжительность
— ровность, отсутствие толчков
— экономность выдоха

У неопытных вокалистов выдох короткий. При выдохе следует помнить, что ребра, которые разошлись в стороны при взятии дыхания, возвращаются в исходное положение постепенно, плавно, то есть сохранять при выдохе состояние вдыхательной установки.

Естественное, правильное певческое дыхание способствует пению на опоре. «Опертый звук» воспринимается на слух как возникающее сопротивление при сужении при пении входа в гортань. При пении на опоре звук красивый, объемный и сильный. Нужно научить учащихся петь на опоре, то есть петь, экономно расходуя дыхание и активно смыкать голосовые связки.

Вот такие правила певческого дыхания.

И так, самое главное в правильной постановке техники пения — это правильность в дыхании. То есть с него обычно начинаются уроки профессионального вокала, которое является проводником в невероятный мир большой сцены. Если вы, все-таки, плохо владеете техникой пения, то как ни крути в работу вступают те группы мышц, которые, на самом деле, по своей природе не должны работать часто и много в «дыхание при пении » . Само собой разумеется в результате мы ожидаем разнообразные неприятные случаи, такого плана: зажатость, гнусавость носа, неприятная на первый взгляд слух манера «вытягивать, то что не тянется и, а также,неприятный срыв голоса. Если, к примеру, вокалист продолжает регулярно «надрывать» голосовые связки, вряд ли с таким подходом к пению ни какая сцена Вам не светит.

дыхание при пении

От такого плана незнания, как правило, происходит неудовлетворённость самим собой, неудовлетворённость своей жизнью. Ведь именно тот, кому был предоставлен дан дар от господа Бога, в какой-либо сфере деятельности, во время проживания всей жизни постоянно чувствует себя принадлежащим к какой-либо профессии и находится начеку в регулярном поиске своего жизненного предназначения. Это продолжится до того момента, пока данный человек не реализует себя и не применит свой дар, который был наделён с самого рождении, в повседневной практике по максимуму. Поэтому, а вдруг у Вас появится дар пень, тогда стоит попробовать вместе с нашим видео порталом.


Самое обсуждаемое
Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы
Как накачать пресс в домашних условиях девушкам? Как накачать пресс в домашних условиях девушкам?
Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота


top