Артикуляционная гимнастика Звук. Презентация "артикуляционная гимнастика для дошкольников"

Артикуляционная гимнастика Звук. Презентация

Звуковая гимнастика - это специальные
упражнения, заключающиеся в произнесении
определенных звуков и их сочетаний строго
определенным способом.

Упражнения – это гласные и согласные звуки,
произносимые в различных сочетаниях и в
определенной последовательности. При
произношении звуков вибрация голосовых связок
передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает
расслабляющее действие на гладкую мускулатуру
дыхательных путей. Все упражнения выполняются
медленно, без напряжения. Звуковая гимнастика
должна вызывать чувство облегчения, а не утомления.
Звуки, в зависимости от цели, можно произносить
громко, тихо, протяжно или коротко. Не нужно
заниматься на голодный или на полный желудок.

При астматическом бронхите и бронхиальной астме –
жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся
громко и энергично, а при хроническом обструктивном
бронхите – все те же звуки, но их звучание должно
стать мягким, тихим (можно произносить их даже
шепотом), успокаивающим.

Цель звуковой гимнастики
Следует обучить больного после вдоха через нос
сделать небольшую паузу и выдохнуть через открытый
рот с последующей более удлиненной паузой.
На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и
общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1.
Продолжительность процедуры – от 10 до 30 мин,
индивидуальные занятия – 2 – 3 раза в день.
Тренировочный период начинают в стационаре и
продолжают всю жизнь

Показания
ХОБЛ;
Бронхиальная астма;
Обструктивный бронхит;
Астматический бронхит;
Другие заболевания, сопровождающиеся
затруднением выдоха, т.е. при экспираторной
одышке.

Звуковая гимнастика практически
не имеет противопоказаний
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или
кашля занятие нужно немедленно прекратить.

По силе воздушной струи и вибрации
все согласные звуки подразделяются на 3
группы:
1. Максимальная сила возникает при произнесении
глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и
наибольшее напряжение мышц грудной клетки и
диафрагмы.
2. Среднее по силе напряжение развивается при
произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.
3. Наименьшая сила воздушной струи развивается при
произнесении так называемых сонант: м, н, л.

Некоторые согласные звуки в звуковой
гимнастике обозначаются специальными
терминами:
- жужжащие: ж, з;
- свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;
- рычащий: р.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в
строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это
будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.
Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по отдельности или в сочетании с
другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая
вибрация.
Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он
произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания
сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно
нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки.
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных
звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и
диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося
их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение
развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому
никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики
До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ»
(через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После
«очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон»
– «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти
на колени ладонями вниз.
1-е занятие: Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие: Упр. 1. ПФФ – 3 раза. Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
3-е занятие: Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3. Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
4-е занятие: Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить. Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу
и ПФФ – 1 раз.
5-е занятие: Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз. Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и
ПФФ – 1 раз.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Мастер-класс Подготовила: Учитель-логопед Арбекова Н.П.

МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
  • а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий
  • б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    в) с родителями дома.

    2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

    6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Улыбочка»

«Трубочка» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. «ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. «ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. «КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Спасибо за внимание!


1.«Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить раз. 2.«Трубач» Сидя, кисти сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.


3.«Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивать живот -вдох, выпячивать живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 4. «Петух» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.


5.Паровозик» Ходить по залу, делая попеременные движенияруками, приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение секунд. 6.«На турнике» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф- ф-ф». Повторить 3-4 раза.


7.«Шагом марш!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени, На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш- ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты. 8.«Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.


9.«Регулировщик» Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» Повторить 5-6 раз. 10.«Летят мячи» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х- х». Повторить 5-6 раз.


11.«Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «ах-х-х». Повторить 4-5 раз. 12.«Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить«м-м-м-м-м».


13.«Маятник» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-у-х». Повторить 3-4 наклона. 14.«Гуси летят» Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносить «г-у-у-у-у». 15.«Семафор» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.


Самое обсуждаемое
Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы
Как накачать пресс в домашних условиях девушкам? Как накачать пресс в домашних условиях девушкам?
Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота


top