Физическая подготовка в правоохранительной деятельности. Физическая подготовка

Физическая подготовка в правоохранительной деятельности. Физическая подготовка

Значимость физической культуры и спорта в системе правоохранительных органов определяется направленностью на сохранение творческого долголетия сотрудников, укрепление их здоровья и подготовку в профессиональном плане. Главная идея образования в сфере физического воспитания — формирование всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: физическая подготовка, правоохранительные органы, спорт, тренировка, двигательная активность.

Физическая культура, представляющая собой одну из множества граней культуры человека, его физического воспитания и здорового образа жизни, во многом обусловливает поведение человека на работе, в быту и в общении, а также содействует решению особо важных для личности социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Актуальность привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям спортом обусловливается в первую очередь тем, что применение полицией физической силы в условиях современных реалий — это противоборство с противником, в процессе которого могут наноситься травмы .

Принципы физического воспитания (связь с профессиональной деятельностью, развитие личности, оздоровительная направленность) особенно ярко проявляются в его специализированном виде — в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), непосредственно и органически связанной с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. ППФП — длительный, многолетний процесс, специально направленный на формирование знаний, профессионально значимых физических и психических качеств, прикладных двигательных навыков и умений, которые способствуют успешности деятельности и преимущественно необходимы в связи с её особыми внешними условиями, выработке функциональной устойчивости организма к этим условиям. В структуре профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов ППФП занимает одно из основных мест, является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания личного состава .

Из вышесказанного следует цель ППФП — обеспечение готовности сотрудников правоохранительных органов к эффективному выполнению служебных обязанностей, в том числе в условиях силового противоборства с правонарушителями.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приёмов борьбы;
2) подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
3) овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
4) формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость и решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и др.).

Успешное решение перечисленных задач возможно на основе:
- оптимального подбора средств, методов и форм обучения;
- высокого уровня практической и методической подготовленности инструкторов по физической подготовке и качества проведения учебных занятий;
- воспроизведения на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближённых к реальным;
- решения различных вводных по тактике личной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приёмов борьбы;
- создания учебно-материальной базы;
- обеспечения должного контроля за выполнением учебной программы по физической подготовке в правоохранительных органах.
Физическая подготовка способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
- формированию готовности сотрудников полиции к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

К женщине — сотруднику органов внутренних дел предъявляются высокие требования. Для того чтобы соответствовать им, женщине необходимо иметь большой запас духовных и физических сил. Одним из источников формирования данного запаса выступают регулярные занятия физической подготовкой и спортом .

Физическая подготовка курсантов-девушек направлена на повышение их работоспособности, на укрепление здоровья и закаливание организма. Отлично развитая мускулатура, крепкие мышцы — резерв, который помогает женщине противостоять физическим и психологическим нагрузкам, сохранять хорошее самочувствие и высокую активность. Это вызывает особое отношение к ней со стороны окружающих .

Физическое развитие и телосложение женщин имеют свои особенности. В среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем мужчин. Так, у женщин мускулатура развита меньше. Женщины более гибкие, так как у них эластичнее связочный аппарат и лучше способность мышц к растягиванию. Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у женщин несколько меньше, чем у мужчин. Поскольку в служебной деятельности женщинам — сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться с определёнными трудностями, то это требует создания хорошей базы общефизической и специальной подготовки.

Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособности в профессиональной деятельности необходим учёт особенностей организма женщин. При этом основное внимание должно уделяться сохранению их здоровья и детородной функции.

Физические упражнения способствуют снятию у женщин явлений нейропсихического стресса и предупреждению его нежелательных последствий. Надо исключать отягощающие условия, которые могут стать источником стрессов. Объёмы нагрузок должны снижаться в период менструального цикла, так как физические упражнения могут оказывать неблагоприятное влияние на эту функцию.

Правильное построение тренировочного процесса обеспечивает гармоничное развитие основных физических, нравственных и морально-волевых качеств; результативное формирование прикладных двигательных навыков, в том числе боевых приёмов борьбы, создаёт прочный фундамент общей и специальной подготовленности женщин-сотрудников, позволяет доводить до высокого уровня возможности организма на базе постепенного их нарастания (в щадящем режиме) с использованием вариативности нагрузок по направленности и напряжённости; обеспечивает индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием женщин .

В тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динамическими.

При скоростной направленности тренировочных занятий женщины достигают существенных изменений качества быстроты, хотя по абсолютным показателям они отстают от мужчин. Реакция на движущийся объект у женщин-сотрудников менее точна, чем у мужчин. Различий в ритме движений у мужчин и женщин не выявлено.

Сравнительно легче, чем у мужчин, у женщин развивается гибкость. Она особенно повышается во время стрессовых ситуаций, в предстартовом состоянии и снижается при утомлении. Женщин отличает высокая ловкость и точность, их движениям присуща плавность и эстетичность.

В условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности женщин — сотрудников правоохранительных органов произошло существенное снижение величины физических нагрузок и объёма двигательной активности. Исследования показывают, что это сопровождается увеличением заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца), а также патологическими изменениями в организме, связанными с нарушениями обмена веществ. Указанные явления обусловлены малоподвижным образом жизни, гиподинамическим характером служебной деятельности.

Учёные разрабатывают и внедряют в практику научно обоснованные рекомендации по самостоятельному выполнению физических упражнений женщинами — сотрудниками правоохранительных органов во внеслужебное время. Постоянно проводится профилактика негативных воздействий на организм, возникающих в ходе служебной деятельности. Улучшается решение вопросов по применению эффективных средств и методов физической подготовки, способствующих восполнению дефицита двигательной активности женщин-сотрудников, снижению заболеваемости и поддержанию профессиональной работоспособности на хорошем уровне.

Таким образом, двигательная активность — насущная потребность для каждой женщины. При этом тренировки должны проводиться с учётом их физических и психофизиологических особенностей.

Успехи в спорте оказывают прямое воздействие на успехи в борьбе с преступностью. Спортивные состязания развивают чувство коллективизма, укрепляют не только силу и ловкость, но главным образом боевой дух сотрудников.

Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чаще всего оно связано с риском причинения тяжких последствий, а в исключительных случаях ставит под угрозу здоровье и даже жизнь человека. Вследствие этого особое значение принимают проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел. Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.

Список литературы

1. Броев, А. Х. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в рамках первоначального обучения / А. Х. Броев // Успехи соврем. науки. — 2016. — Т. 1. — № 9. — С. 30-32.
2. Кушнарёва, Д. В. К вопросу физической подготовки женщин-сотрудников правоохранительных органов / Д. В. Кушнарёва // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. — Орёл, 2016. — С. 184-186.
3. Смолянинова, Е. С. Пути совершенствования физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов / Е. С. Смолянинова // Физическая подготовка и спорт. — Орёл, 2015. — С. 225-227.
4. Шохин, В. Е. Физическая культура в органах внутренних дел / В. Е. Шохин // APRI-ORI. Сер.: Гуманитар. науки. — 2016. — № 4. — С. 1.

Для цитирования: Макарьев, И. В. Физическая подготовка сотрудников в системе правоохранительных органов / И. В. Макарьев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 50-53.

  • ОБСТАНОВКА
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ПРИОРИТЕТ
  • НАВЫКИ
  • ПОДГОТОВКА
  • ЕДИНОБОРСТВА
  • УМЕНИЯ
  • НАВЫКИ
  • ГОТОВНОСТЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • СПОРТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • СОТРУДНИК

Основной задачей физической подготовки в образовательных организациях МВД России является: формирование различных двигательных умений и навыков, в том числе выполнения боевых приемов борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным. Так же, думаю, что развитие и поддержание на необходимом уровне физических качеств, укрепление и сохранение здоровья, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности не менее важны.

  • Воспитание волевых качеств на занятиях по физической подготовке у курсантов
  • Физическая культура и спорт как одно из важнейших направлений в развитии подрастающего поколения
  • Факторы, влияющие на качество спортивной стрельбы и способы их устранения
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Как справедливо замечает, П. П. Михеев, зачастую преступники являются наиболее подготовленными в физическом плане, чем сотрудники правоохранительных органов. В настоящее время в России большое развитие получили различные виды единоборства, пополняющиеся все больше и больше молодыми людьми, которые впоследствии реализуют свое владение боевыми приемами в преступных организациях.

Проанализировав научно-методические работы А. С. Жолобова, В. Г. Колюхова можно сделать вывод, что ранее сотрудников органов внутренних дел обучали навыкам задержания только с использованием захватов, бросков, с последующим удержанием или проведением болевого приема (загиб руки за спину, рычаг руки внутрь, наружу). Некоторые авторы, такие как А. В. Гадалов, О. Ю. Уфимцев считают, что в последнее время в связи с сильно возрастающей криминогенной обстановкой, решили определить обучение сотрудников навыкам нанесения ударов руками и ногами и использования подручных средств как при задержании правонарушителей, предотвращении преступлений, так и для личной защиты.

Мы решили провести анкетирование среди курсантов 4 курса Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, который показал следующие результаты. 86% опрошенных считают, что на занятиях по физической подготовке особое внимание необходимо уделять для совершенствования ударов и защите от них. Из 96 опрошенных курсантов 3 курса института, обучающихся по специальности высшего профессионального образования Правоохранительная деятельность, 89,9% из них утверждают, что крайне необходимо на практических занятиях по физической подготовке чаще использовать учебно-тренировочные поединки по правилам рукопашного боя самбо, бокса или кикбоксинга.

Мы больше склоняемся к тому мнению, что одного лишь обучения боевым приемам борьбы объективно недостаточно для формирования боевой готовности сотрудника органов внутренних дел. Анализируя опыт прошлых лет, хочется сказать о том, психологическое состояние имеет огромную роль при обучении различным боевым приемам. Практический опыт дает возможность увидеть, что процесс обучения профессионально-прикладным двигательным навыкам (боевым приемам борьбы) у курсантов образовательных организаций МВД России следует формировать посредством психологической готовности к реальному рукопашному единоборству с преступником. Подобная подготовка должна производиться путем моделирования ситуаций реального уличного боя (имеется в виду рукопашная схватка).

Анализ методической литературы показал, что для более эффективного обучения и усвоения приемов самозащиты человек должен испытывать шок, подобный тому, который человек испытывает в условиях, когда ему наносят физическую боль. Только тогда находятся силы для противодействия реальным противникам в рукопашной схватке.

Даже такого уровня специалисты как А.В. Гадалов, П.П. Михеев говорят о том, что 50% неудач при реальном контакте с правонарушителями - это страх, недостаточное самообладание, некоторые пробелы в физической подготовке, не точная оценка ситуации и наконец, проблемы с техникой (неумение применять боевые приемы). Все перечисленные нами показатели гораздо опаснее для сотрудника правоохранительных органов, как и сам преступник. Если сотрудник психологически не осознает того, что ему может быть причинена боль, то при непосредственном контакте сотрудника и правонарушителя, второй может получить ранения и, учитывая современную технику, возможно, значительные.

Состояние постоянной готовности - первое правило самозащиты, без этого физические навыки - бесполезный балласт. Психологическую готовность, как и любой другой навык, нужно постоянно развивать и совершенствовать.

В Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина для формирования психологической готовности к единоборству с правонарушителями на занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» с курсантами, обучающимися по специальности государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Правоохранительная деятельность применяются учебно-тренировочные поединки по правилам кикбоксинга, бокса, самбо. Поединки проводятся исключительно, если курсант в достаточной мере владеет навыками самозащиты. Учебно-тренировочный спарринг проводится на фоне физического утомления. Физическое утомление достигается путем выполнения силового комплексного упражнения (СКУ), взятого из Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Для достижения необходимого физического утомления количество повторений силового комплекса упражнений колеблется от 3 до 5 раз, в зависимости от индивидуальных особенностей курсантов, чем как раз таки и включается в работу принцип индивидуализации. Учебно-тренировочные поединки проводятся в форме вольного боя. Продолжительность одного поединка составляет от 2 до 3 минут. Преподаватель контролирует ведение учебно-тренировочного поединка, следит за тем, чтобы у курсантов не брали вверх эмоции и при этом схватка не переросла в драку.

На наших занятиях по физической подготовке также практикуются спарринги с «вооруженным» противником (противник «вооружен» макетом ножа, палки, пистолета или автомата). Такие поединки длятся от 30 секунд до 1 минуты. Цель этого поединка заключается в том, чтобы избежать ударов, «выстрелов» или порезов и в конечном итоге, по возможности, курсант пытается обезоружить «правонарушителя».

Появление того либо другого состояния явление достаточно нередкое в спортивной практике и обуславливается факторами объективного и субъективного характера. К индивидуальным обстоятельствам принадлежат: грядущее выступление в соревновании, неудовлетворительная подготовка спортсмена, ответственность из-за выступление в состязании, сомнение в удачном выступлении, состояние здоровья (неудовлетворительное), чрезмерная эмоциональность и беспокойность равно как индивидуальные особенности, персонально-психические характерные черты личности, успешное и злополучное выступление в прошедших стартах и в первых стартах нынешнего соревнования, расположение спортсмена к неудачам. К объективным обстоятельствам относятся: влияние конкурентов, организация состязания, предвзятое судейство, действия тренера в соревновании либо неявка его на соревнование, настроение команды, неверно сформированная предсоревновательная подготовка.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что занятия по физической подготовке на старших курсах в образовательных организациях МВД России, задачей которых является совершенствование двигательных действий (профессионально-прикладных двигательных умений и навыков), все-таки необходимо строить по типу смешанных (комплексных), которые включали бы в себя упражнения из различных разделов дисциплины «Физическая подготовка». Этот подход позволил бы в рамках учебной нагрузки совершенствовать боевые приемы борьбы, и не увеличивать ее. Комплексные занятия целесообразно использовать на 3-5 курсах обучения после того, как у курсантов уже сформированы профессионально-прикладные двигательные умения и навыки (боевые приемы борьбы, навыки преодоления препятствий).

В октябре 2016 г. мы провели анкетный опрос. Результаты анкетного опроса курсантов 2 курса, обучающихся по специальности ГОС ВПО Правоохранительная деятельность, показали, что 95% опрошенных считают, что использование учебно-тренировочных поединков и построение учебных занятий по типу комплексных позволяют формировать у них психологическую готовность к ведению рукопашной схватки. Но все как один, опрошенные курсанты отмечают, что вообще не испытывают страха во время ведения учебно-тренировочного поединка с другим курсантом, так как осознают, что реальной угрозы над ними не существует. Ну а реальную психологическую готовность при реальном контакте с преступником, исследовать не представляется возможным из соображения личной безопасности курсантов (слушателей).

Список литературы

  1. Михеев П. П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств. -Брянск, 1997.
  2. Жолобов А. С., Косяченко В. И. Системный подход к обучению слушателей вузов МВД РФ рукопашным единоборствам // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации Концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тезисы межвуз. науч.-практ. конф. - Орел, 1996.
  3. Колюхов В. Г., Лисицын В. И. Блочный принцип обучения боевым приемам борьбы // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тезисы Межвуз. науч.-практ. конф. - Орел, 1996.
  4. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000.
  5. Уфимцев О. Ю., Князев В. И. Становление и совершенствование техники ударов, защит и передвижений в процессе занятий по физической подготовке в системе МВД России. -М., 2001.
  6. О’Кифи П. Уличный кикбоксинг. Реальная самозащита. - Ростов н/Д, 2000.
  7. Глубокий В. А. Комплексная (физическая и огневая) подготовка курсантов, обучающихся дополнительной специализации «служебно-боевая» // Состояние и перспективы совершенствования методики огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов: мат-лы и рекомендации региональной науч.-практ. конф. - Красноярск, 2005.

Существуют разные концепции построения физической подготовки в правоохранительных органах: общефизической подготовки, спор­тивно-игровой и боевой. Все они признают необходимость подго­товки к решению профессиональных задач, только отдают предпоч­тение одному из трех ее компонентов: общефизическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым. В органах отдается предпочтение построению физической подготовки по послед­нему варианту, как отвечающему насущным потребностям обеспе­чения практики: развитию волевых качеств, внимания и психологи­ческой устойчивости. Ставятся задачи: развития у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрыв­ной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработки приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борь­бы и рукопашного боя. Поэтому при проведении физической под­готовки используются разные по физическим задачам упражнения:

Силовые упражнения: подъем и переноска тяжестей, подтяги­вания, отжимания, перетягивания, борьба, лазание по вертикальным и горизонтальным канатам и т.п.;

Скоростные упражнения: старт, рывки, спринтерский бег, ук­лоны от ударов, скоростные удары, бег на коньках и др.;

Скоростно-силовые упражнения: прыжки, метания, подъем штанги рывком, толкание ядра и т.п.;

Упражнения на выносливость: бег на средние и длинные дис­танции, плавание, бег на лыжах, марш-броски, многократное по­вторение средних по силовым нагрузкам упражнений и т.п.;

Упражнения на координацию: акробатические и гимнастические;

Комплексные упражнения: борьба, рукопашный бой, бокс, фут­бол, регби, военное многоборье и т.п.;

Служебно-прикладные упражнения: самозащита, рукопашный бой, восточные единоборства, задержание правонарушителей, пре­одоление различных естественных и искусственных препятствий и др.

В практике обоснованно часто используются служебно-приклад­ные упражнения. В ходе занятий отрабатываются действия по сило­вому пресечению различных противоправных действий с использо­ванием спецсредств (щита, резиновой палки), защит от ударов ухо­дами, бросками, «боковой подсечкой» и «задней подножкой», заги­бов руки задерживаемого, приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти др. Считается, что число осваиваемых приемов си­ловой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выпол­няющих одновременно функции защиты и нападения, обезоружи­вания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в усложненных условиях. Такое соображение базируется на действующем во всех видах «законе во­ронки», проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в по­единке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3-5 (бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1-2 приемами и всю схватку ловящий противника на них, даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона).

Повышенное внимание уделяется способам приближения условий к экстремальным. Для этого руководители физической подготовки направляют учебно-тренировочный процесс на достижение готов­ности к решению реальных задач профессиональной деятельности: усложняют условия выполнения упражнений, повышают физиче­ские нагрузки до предельных, проводят занятия при любой погоде, используют профессионализированные полосы препятствий, слож­ный рельеф местности, доводят двигательные навыки и умения до совершенства в условиях, приближенных к реальным, выбирают и создают условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц и др.), типичные для экстремальных.

В.В. Миленин считает необходимым шире вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя, причем в форме и защит­ном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных условиях, успеха достигает тот, кто лучше овладел арсеналом прие­мов и умеет импровизировать в постоянно меняющихся условиях. Если обучение ограничивается отработкой боевых приемов на не оказывающем сопротивления партнере, то даже доведенные до со­вершенства, они мало помогут в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) создают внешнюю и внутреннюю (психофизи­ческую и психологическую) модель профессионально-боевых дейст­вий, а поэтому они должны стать непременным элементом содер­жания физической подготовки. В отработке профессионально-боевых силовых действий и приемов применяется блочное планирование (каждый блок длится 6-8 недель): первый - отработка приемов на не сопротивляющемся партнере, второй - отработка приемов при дозированном сопротивлении партнера, третий - отработка прие­мов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. Использу­ются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, моделирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подго­товленности обучающихся проводится путем проведения спарринга



(«вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей. Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по фи­зической подготовке последовательно, с нарастающим усложнением (Н.А. Минжанов) проводятся следующие мероприятия:

Создаются ситуации, требующие проявления напряжения воли (спарринги - схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок);

Вводятся сбивающие факторы и помехи (шумы, топанье, зву­ки стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разно­образных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя или несколькими способами действий);

Усложняются условия выполнения упражнений, связанные с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов, ши­рина преодолеваемых рвов, организуются труднопроходимые зава­лы, создается необходимость прыгать с большой высоты, переби­раться по канату над водной поверхностью, подниматься по пожар­ным лестницам на большую высоту и др.);

Используются упражнения с перемещением тела в простран­стве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто);

Упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоянии сильной усталости, в конце занятия.

Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:

Упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жа­ры, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупрозрач­ной тканью глазами;

Используются психогенные факторы (оружие в руках «право­нарушителя» - нож, палка, разбитая бутылка, бритва, пистолет, аг­рессивность «правонарушителя», дефицит времени, отсутствие не­обходимой передышки);

Занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте, на лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении;

Проводятся единоборства с несколькими противниками подряд;

Упражнения выполняются в различной одежде и экипировке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска);

Приемы самозащиты без оружия применяются в опасных ус­ловиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.);

Упражнения выполняются в обстановке состязания.

Распространены в правоохранительных органах полосы препят­ствий, позволяющие моделировать физические и психологические трудности, аналогичные встречающимся в реальных условиях. Ста­ционарными учебными позициями на них обычно бывают: двухмет­ровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подземный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно, огневая по­лоса. Динамичность и неожиданность трудностей создается пере­носными препятствиями, используются: завал из старых шин, забор, груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их на полосе препятствий, образуя для обучающихся, ранее проходивших полосу, неожиданные ситуации на разных участках. Полезны вра­щающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, позволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).

Усложнение условий достигается задымлением, имитацией по­жара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «пре­ступника», укрывшегося за одним из препятствий, постановкой до­полнительных заданий - следить за обстановкой и запоминать (на полосе специально разбрасываются 2-3 предмета - головной убор, платок и пр., либо на стойках или щитах, расположенных по краям полосы, помещаются объявления, фотографии, названия улиц, но­мера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хо­рошо, когда имеется две полосы, расположенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5-10 с раньше второго, которому ставится задача «догнать»), многократным преодолением полосы в прямом и обратном направлениях, упраж­нением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, преодолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.

НА. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятий по физической подготовке с сотруд­никами. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на пары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководите­ля заданий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого уп­ражнения проводится разбор и оценка правильности действий сами­ми участниками пар; игры длятся 3-7 мин, в течение которых вы­полняется 4-8 упражнений. Ниже описываются некоторые из них.

Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность, ско­рость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится

в спортивном зале или на площадке 10x10 м. В парах один - «со­трудник», другой - «преступник». Задача первого - догнать второго.

Игра «Зри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся выстраиваются в две шеренги на расстоянии 7-8 м друг от друга лицом в одну сторону. Назнача­ются пары. Одни - «наблюдатели», вторые, стоящие за их спиной, - «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» со­вершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «на­турщикам» и воспроизводят позу.

Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в едино­борство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача - замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10-30 с, схватка прекра­щается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все эти изменения (кроме первого) вносит в игру преподаватель.

Игра «Лабиринт». Развивается внимание, память, пространст­венная ориентировка. В парах один - «заводящий», второй - «ве­домый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «на­лево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5- 10 команд (трудность наращивается последовательно). После пода­чи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.

Игра «Робот». Развивается чувство партнера, умение точно вы­ражать свои намерения в словах. Участвуют «оператор» и «робот» (с закрытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направ­ляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.

Игра «Защита». Пары - «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится на­нести определенный удар, второй, наблюдая за первым, пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одно­временно, выполняют свои действия - удар (не прикасаясь к дру­гому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20-30 раз, задача защитника - распознать страте­гию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью и пр.) и защищающегося сотрудника меняются.

Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и задер­живаемого, оба застывают в той позе, в которой застала его коман­да, сохраняя и выражение лиц. В течение 4-5 с они изучают друг друга, а затем дают аргументированные ответы: «Что собирался сде­лать противник в следующий момент?» и «Чего он опасался?». От­веты оцениваются напарником, после чего игра продолжается.

Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и «защищаю­щийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно громкий счет до 20-30. «Нападающий» до начала счета решает, при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовитель­ными движениями, пытается угадать, когда будет нанесен удар. Ко­гда эта цифра наконец произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не после­довал, игра продолжается.

Ценность психотехнических игр в том, что они могут прово­диться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно ми­нут 5-7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обучающихся.

10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности

В статье рассматриваются вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов с использованием служебно-прикладных видов спорта.

Прикладные виды спорта , подготовка , правоохранительные органы

Короткий адрес: https://readera.ru/140196433

IDR: 140196433

Список литературы Прикладные виды спорта как основа подготовки сотрудников правоохранительных органов

  • Ендальцев, Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей -основное направление физической подготовки военных специалистов/Б.В. Ендальцев//Теория и практика физической культуры. -2014 -№ 9 -С. 22-24.
  • Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография/Б.В. Ендальцев. -СПб.: МО РФ, 2008.
  • Вихрук, Т.И. Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов/Т.И. Вихрук//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9. -С. 45-47.
  • Сорокин, В.П. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих/В.П. Сорокин//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9 -С. 28-30.
  • Основы подготовки спортсменов в прикладных видах спорта ФСКН России: отчет о НИР (закл.)/Д.А. Черменёв. -Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
  • Черменёв, Д.А. Занятие прикладными видами спорта (на примере служебного биатлона) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности/Д.А. Черменёв//Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 8-10 октября 2014 г.)/Дальневосточный юридический институт МВД России. -Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. -С. 229-233.
  • Фролькис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни/В.В. Фролькис. -Л.: Наука, 1998.

Становление отечественной системы защиты и нападения.

Тактико-технические действия рукопашного боя были разработаны усилиями большой группы специалистов, таких, как В.А.Сидоров, В.С. Ощепков, которые разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения и приступили к этой работе.

В июле 1918 г. для подготовки специалистов открываются краткосрочные курсы инструкторов спорта, впоследствии преобразованные в военные школы физического воспитания по программе, которой изучали дисциплину «Защита и нападение без оружия».

Одним из преподавателей её был В.А.Спиридонов.

Обучению приёма борьбы, бокса, джиу-джитсу большое внимание уделялось на московских курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи. Обучение проводилось с целью повышения готовности к ведению ближнего рукопашного боя.

Созданное в 1923 году спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах чекистов, пограничников и работников милиции, приняло на себя основную работу по выполнению этих задач.

Официальный переход отечественной системы самозащиты на рельсы военно-прикладной физической культуры произошёл с выходом приказа Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта СНК СССР N 633 от 16.11.1938 г., в котором указывалось: «Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО 2-й степени как одну из зачётных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин – комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля»

Эта дата является официальным днём рождения борьбы самбо, как спортивного раздела самозащиты без оружия, хотя до 1974 года она носила название «борьба вольного стиля».

Под специальной физической подготовкой понимается обучение занимающихся боевым приёмам борьбы и рукопашного боя, а также физическая и психологическая подготовка в процессе этих занятий.

Установлено, что система специальной физической подготовки работников НКВД и милиции начала создаваться в 20-е годы.

Таким образом, можно заключить, что с момента образования специальной физической подготовки в процесс обучения работников милиции включались реальные ситуации нападения. Однако их вариативность была незначительной и предусматривала 1-2 технических действий в стандартных условиях.

Значительный вклад в развитие самозащиты при подготовке работников милиции в 40-е годы внёс В.П.Волков.

Автором была разработана система самбо, предусматривающая: специальные физические приёмы; боевые приёмы стоя и лёжа; борьбу в положении лёжа; освобождение от различных захватов; способы задержания и конвоирования; а также специальные приёмы, включающие действия против лиц, вооружённых сапёрной лопатой, винтовкой, револьвером и различными видами холодного оружия, кроме того, им разработана тактика самбо, которая предусматривала: обманы, вызов противника на приём, сохранение собственных сил и выматывание противника, способность скрыть собственное утомление.



В.П.Волков также предлагал изучать в процессе занятий приёмы защиты от реальных ситуаций нападений на работников милиции, встречающихся в практике, но количество предлагаемых ситуаций было незначительным.

В 50-70 годы дальнейшее развитие самбо получило в работах А.А.Харлампиева, который указывал, что применение приёмов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся с момента их применения, от степени подготовленности работника милиции, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемых преступниками.

В аналитических материалах МВД РФ говорится, что в условиях осложнения оперативной обстановки и в экстремальных ситуациях, работники ОВД нередко проявляют растерянность и беспомощность, уступают право нарушителям в умении применять приёмы самозащиты. Это свидетельствует о недостаточно эффективной системе подготовки сотрудников для успешных действий в ситуациях задержание правонарушителей.

Поэтому на занятиях по физической подготовке главное внимание должно быть сосредоточено на отработке боевых приёмов борьбы и служебно-прикладных упражнений, обеспечивающих работникам ОВД в физическом и морально-психологическом плане выполнять возложенные на них служебные обязанности в любых условиях повседневной жизни.


Самое обсуждаемое
Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы Аптечные препараты в бодибилдинге и фитнесе на массу, для сушки, разгоняющие основной обмен, способ применения, курсы
Как накачать пресс в домашних условиях девушкам? Как накачать пресс в домашних условиях девушкам?
Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота Как правильно качать пресс, чтобы убрать жир с живота


top